МБОУ "Гимназия №1" Ковылкинского муниципального района
Республика Мордовия, город Ковылкино
  • О школе

    МБОУ "Гимназия №1" это школа, на которой педагоги качественно ведут учебно-воспитательный процесс. Это школа, в которой тебе все рады! Каждый день происходит что-то новое. Здесь дают прочные знания и воспитывают настоящих патриотов своей Родины. Вас всегда  ждут грамотные и добрые учителя, прекрасные классы, отличное питание и теплая дружеская атмосфера.

    МБОУ "Гимназия №1" это школа, на которой педагоги качественно ведут учебно-воспитательный процесс. Это школа, в которой тебе все рады! Каждый день происходит что-то новое. Здесь дают прочные знания и воспитывают настоящих патриотов своей Родины. Вас всегда ждут грамотные и добрые учителя, прекрасные классы, отличное питание и теплая дружеская атмосфера.

    История школы

    В 1930 г в поселке ( в то время Ковылкино не имел статус города) было решено построить школу. Строительство вскоре было начато, а в 1932 г школу уже открыли.
    «Здание школы было деревянное, одноэтажное с печным отоплением и освещением керосиновыми лампами» - вспоминает Луканов В. М.(учился в школе с 1933 по 1939 г).
    Школа стояла в поле, вокруг нее строений не было. «Зимой во время вьюги, - вспоминала Булычева Александра Васильевна, одна из первых учителей школы, - мы провожали учеников до поселка, а весной и летом вокруг школы росли хлеба». Здание школы было небольшое. В классах всегда было чисто. Все сияло и блестело. Школьный коридор был одновременно и раздевалкой и залом. Вдоль стены вешалки, а над ними портреты писателей. Небольшая учительская комната – на окнах занавески из красного ситца.
    Позднее было построено второе такое же здание с большими светлыми окнами. Около него учителя и учащиеся посадили березы, разбили пришкольный участок, где выращивали овощи и цветы.
    Строительством образцовой начальной школы занимался Яков Васильевич Федянин, авроровец, человек удивительной судьбы. За хорошо поставленную работу он получил четыре премии от комиссии ВЦИКа и Мордовского областного комиссариата просвещения. Яков Васильевич Федянин был первым директором школы.
    Это удивительной судьбы человек. Член Центрального Комитета Балтийского флота, с марта по май 1917 г был председателем судового комитета крейсера «Аврора». Участник октябрьских событий в Петрограде.
    В период службы занимался самообразованием. В марте сдал экзамен в испытательном комитете Петроградского учебного округа на звание учителя начальных школ. По приказу Реввоенсовета и Центробалта был демобилизован и с декабря 1917 г начинает учительствовать. Он и в школу принес закалку, энергию и боевой дух.
    В Мордовии Я. В. Федянин был назначен заведующим Алькинской начальной школы, с 1927 г по 1931 работал директором Торбеевской школы. В1931 г он начал заведовать начальной школой в Ковылкино, за что и был награжден четырьмя премиями.
    Александра Васильевна Булычева, Заслуженная учительница МАССР вспоминала: «Яков Васильевич Федянин был удивительно обаятельный и честный человек. Он поражал эрудицией, богатейшими энциклопедическими знаниями. Мы, учителя, ловили каждое его слово. Учились у него владеть классом. Он мог часами говорить о профессии учителя, боготворил Макаренко. Эту любовь прививал и нам».
    Не ограничиваясь полученными знаниями, Я. В.Федянин повышает их и через пять лет, получает аттестат на звание учителя начальных школ.
    В 1939 г он был назначен директором Самаевской средней школы. До ухода на пенсию он оставался бессменным ее руководителем. Большой опыт, знания и любовь к детям, к своему делу помогли ему в работе. 40 лет отдал Яков Васильевич благородному труду педагога. За многолетний труд в 1949 г Федянину Я.В. присвоено звание Заслуженного учителя школы Мордовской республики. Он также был удостоен высшей награды Родины – ордена Ленина.
    С 1934 г по1937 г директором школы был Кардыбанов Анатолий Петрович. О нем своими воспоминаниями поделилась Лютова Зоя Ивановна, которая работала в школе со дня ее основания: «Анатолий Петрович был смелым, сильным человеком. Учителя и ученики были от него в восторге. Человек богатой культуры, он был немного горяч. В 1937 г он по ложному обвинению был арестован. Реабилитирован в 1957 г посмертно.
    В 30 – 40х годах в школе начинали работать замечательные учителя: Лютова З. И., Ванюшина М. В.,Булычева А. В. и другие учителя, позднее получившие звание Заслуженных учителей РСФСР.
    Лютова Зоя Ивановна – ветеран школы. Пришла работать в школу со дня ее основания, уже имея десятилетний стаж работы. Учительствовала с 1932 по 1968 г. Выпустила учащихся в пятые классы девять раз. Является заслуженной учительницей школ Российской Федерации. Зоя Ивановна была ударницей социалистического труда. Она много раз награждалась похвальными грамотами, медалями «За доблестный труд», медалью в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. С большой теплотой она отзывалась об учителях, своих коллегах о Смыслове Викторе Алексеевиче, который с 1939 по 1942 г был директором школы.
    Из воспоминаний Антонины Павловны Магницкой. - Виктор Алексеевич был глубоко интеллигентным и очень одаренным человеком. Это была по-настоящему яркая личность.
    Вот я вижу, как он идет из своей маленькой квартирки по школьному саду мимо яркого цветника. Высокий, сухощавый, с хорошей выправкой, одет в белую холщовую блузу-толстовку. Осталось впечатление исключительной аккуратности и чистоты во всем.
    Он окончил литературный факультет Ленинградского пединститута, и литератором был не только по диплому, а и, как говорится, от Бога. Знал огромное количество прозаических и поэтических произведений наизусть. Однажды сам предложил Гоголевские « Вечера на хуторе близ Диканьки» и с учениками поставил инсценировки по этим рассказам.
    Постановки были масштабные, с музыкальным оформлением, в котором ему помогал его любимый ученик, друг и товарищ Александр Чиганашин. Виктор Алексеевич сам неплохо играл на баяне, хорошо рисовал. Но главное его достоинство это не его таланты, а его безграничная привязанность делу и искренняя любовь к детям. И дети платили ему искренней привязанностью. А коллеги его очень ценили за высокие душевные качества, за простоту, принципиальность и уважали за глубокое знание своего дела. Недаром очень скоро он стал сначала завучем, а затем и директором школы.
    Удивительный человек, необыкновенно талантливый педагог он разделил свою судьбу с судьбой страны в лихую годину.
    Шли годы. Для учащихся создавались лучшие условия. Школа, начавшая работать с 5-ти классов продолжала расти. К 1939 году старшим классом был седьмой. В этот год в школе появляются первые комсомольцы. Первым комсоргом стал Журавлев Владимир, отличник учебы. Старшие классы того времени были очень активными, серьезными. Принимали участие во всех трудовых делах, в художественной самодеятельности. В школе был создан оркестр народных инструментов. Оркестр не знал себе равных в поселке. Где он только не побывал со своими концертами, и везде встречали юных артистов с теплом и вниманием.
    В 1939 году состоялся первый выпуск школы – 18 юношей и девушек закончили учебу.
    1941год 20 июня. В школе выпускной вечер. В вихре вальса весело кружатся пары. На завтра все договорились встретиться в школе. И не знали они, что уже пылают Киев, Одесса, Севастополь.

    22 июня в 12 часов дня в школе митинг. Осталось где-то позади вчерашнее веселье, стихи, танцы. У всех суровые лица. Все юноши заявили, что идут на фронт. Девушки не хотели отставать. Многие из них ушли на курсы медсестер.
    Не легкая судьба выпала на поколение, взрослевшее в огненные годы испытаний. С первых месяцев войны родная школа словно надела солдатскую шинель, встав в строй сурового военного времени. Вначале приютила под своим кровом первых эвакуированных в наши края людей, затем в 1942 в ее классах разместился госпиталь № 1629. На время классные комнаты превратились в больничные палаты, учительская стала операционной.
    Госпиталь был рассчитан на 200 мест, но раненных поступало гораздо больше. И все они получали здесь помощь, находили приют. Девчата- выпускницы нашей школы Барышева Тамара, Григорьева Нина, Тренькина Шура и их подруги дежурили у постели тяжелораненых, помогали принимать санитарные поезда.
    Большим праздником в госпитале были те дни, когда к раненным приходили учащиеся образцовой школы №1 и выступали с концертами. Стихи, песни, частушки, шутки самодеятельных артистов на какое-то время заставляли забыть о ранах и боли.
    С каким вниманием слушали раненные прекрасное пение Нонны Куралесиной, тогда еще совсем юной, а позже заслуженной артистки Российской Федерации.
    Не смотря на тяжести военного времени, школьная жизнь была разнообразной и интересной.
    В эти трудные дни учителя и ученики представляли единый коллектив. Летом работали на заготовке дров: ученик должен был заготовить-1м2, а учитель- 7м2. трудно было с продовольствием. На каждого ученика давали 200 гр хлеба и картофельный суп. Летом 1942 года учащихся и учителей школы направили в совхоз «Красная Пресня», а затем в совхоз «Самаевский» убирать пшеницу, рожь.
    В то время школьники заработали в совхозах более 20 тысяч рублей, из которых 12 тысяч рублей было перечислено на строительство танковой колонны «Мордовский колхозник». В адрес райкома ВЛКСМ на имя первого секретаря Курамшина Петра Алексеевича была прислана телеграмма с благодарностью Сталина И.В.
    Дети также старались внести свою посильную лепту в дело победы. Собирали посылки на фронт с теплыми вещами, махоркой, курительной бумагой. Подражая взрослым, готовили себя к военной службе. На уроках военного дела старательно рыли окопы вокруг школы, знакомились с оружием. И всегда во всем были рядом учителя.
    Но школа год за годом провожала на фронт своих воспитанников, многие из которых дошли до Берлина, а многие погибли.
    Из первого 1939–го года выпуска на фронтах Великой Отечественной войны погибли: Ежов Алексей, Супряков Иван, Ковайкин Семен, Лесков Иван.
    Из выпуска 1940 года не вернулись с войны: Вражнов Николай, Капустин Алексей.
    Из выпусков 1941, 1942, 1943 погибли: Морозов Валентин, Кляйкин Георгий, Рябов Петр, Бритов Константин, Купцов Георгий, Чулков Михаил, Болдов Алексей, Смирнов Леонид, Стукалина Елизавета.
    Из учителей школы ушли на фронт и не вернулись: Смыслов Виктор Алексеевич, Леухин Петр Иванович, Шушпанов Дмитрий Сергеевич, Кордыбанов Анатолий Петрович.
    У директоров школы в годы войны была бронь. Смыслов В.А. и Кордыбаронов А.П. взяли открепление и ушли на фронт.
    Их имена навсегда останутся в памяти учеников и учителей школы.
    Шло время. Год от года школа росла. Число учащихся доходило до 1400 человек. Возникали большие трудности, т.к. школа располагала двумя деревянными корпусами, в одном из которых было 6 классов, в другом – 7. Дополнительно к этим зданиям, после некоторых хлопот, подключили бывшее здание школы, занимаемое военкоматом, здание Дома пионеров и ветхое хозяйственное строение на территории школы. Занятия проводились в две смены при печном отоплении. Несмотря на трудности педагогический коллектив работал с огоньком. Школа являлась базовой. Она систематически проводила методическую работу для школ района.
    Коллективом учителей был создан хороший учебно-опытный участок, площадью 4,5 га. Учителя биологии Чулкова М. А. и Игошина В. Г. организовали образцовую работу на участке. С ранней весны до поздней осени трудились ученики.
    Вспоминает выпускница 1958г. Воронкина В.: «У нас был огромный пришкольный участок, где чего только не выращивали сами ученики, работая по графику все лето. Наша школа почти ежегодно была участницей выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) в Москве. А вокруг школы цветник: георгины, флоксы, бархатцы».
    Пришкольно-опытный участок был лучшем в районе и области. Из школ республики немало учителей приезжало, чтобы позаимствовать опыт.
    В 1945г. коллектив учителей и учащихся разбил плодовый сад, где было посажено 550 яблонь. Сад стал одним из красивейших уголков города.
    В то же время на педсовете было решено строить мастерскую. Строить помогал весь город. В 1955г. учащиеся с учителями стали формовать кирпичи. В первый год выложили стены, а на второй год мастерская была построена полностью. Станки для школы выделил завод «Автозапчасть». В мастерской были оборудованы цехи: столярный и слесарный. Здание мастерской, как и один из уцелевших деревянных корпусов сохранились до сих пор. Но проблемы с размещение учащихся сохранялись.
    И в 1965г. было построено современное здание школы. Принимал новую школу и начинал в ней директорствовать Василий Александрович Сладков.
    Школа казалась необыкновенно большой рядом с деревянными зданиями, где располагались классные комнаты до этого времени. Да она и действительно была самой большой и по-прежнему во всем первой. Больше ее в то время в городе не было. А организация, строившая школу, до неё подобных объектов не возводила.
    Правда, к гордости вскоре прибавилось чувство горечи: очень много оказалось недоделок – сказалось отсутствие опыта у строителей. И уже по ходу во время занятий ремонтировали отопление, приводили в порядок классные комнаты. Постепенно накопилось оборудование: учебно-методические пособия, химические и физические приборы, таблицы, картины, технические средства обучения.
    Сейчас в школе имеется 44 кабинета: есть новые кабинеты физики, химии,  прекрасно оформленный кабинет биологии с мультимедийным оборудованием, есть кабинеты математики, литературы, истории, географии и отлично оборудованные и укомплектованные 2 компьютерных класса.  Есть библиотека с читальным залом, спортивный зал, тренажерный зал, актовый зал, столовая.
    В настоящее время в школе трудятся коллектив педагогов в количестве 55-и человек.
    За долгие годы существования школы в ней работали такие замечательные педагоги: Заслуженные учителя Российской Федерации: Лютова З. И., Ванюшина М. В., Заслуженные учителя Республики Мордовия: Дергунова Т. С., Булычева А. В., Пшеничникова Д. Л., Фролов А. И., Фролова Т. Ф.; Отличники народного образования: Марков Н. П., Луканова В. В., Вельдяскина И. С., Пинчук В. В., Соловьева Г. М., Лемонова В. П., Вишничкина Ф. А., Глазкова М. Ф., Волкова Т. Н., Чулкова М. А., Мартьянова Н. И., Бибишева В.В.; Почетные работники общего образования: Фомичева С. П., Абрамкина Л. П. Награждены орденом Ленина Чулкова М. Л., Ракова А. Ф. Лемонова В. П., учитель математики, завуч школы, Отличник народного образования, была выдвинута депутатом Верховного Совета Российской Федерации и избрана заместителем председателя Верховного Совета РСФСР.

    Образование и формы обучения

    Начальное общее образование Нормативный срок обучения: 4 года
    Форма обучения: очная
    Учебные предметы, курсы и дисциплины: Математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка
    При реализации образовательной программы используются элементы электронного обучения и дистанционные образовательные технологии.
    Основное общее образование Нормативный срок обучения: 5 лет
    Форма обучения: очная
    Учебные предметы, курсы и дисциплины: Математика, алгебра, геометрия, русский язык, литература, химия, физика, география, информатика, история, обществознание, биология, технология, ОБЖ, изобразительное искусство, физическая культура, музыка
    При реализации образовательной программы используются элементы электронного обучения и дистанционные образовательные технологии.
    Среднее общее образование Нормативный срок обучения: 2 года
    Форма обучения: очная
    Учебные предметы, курсы и дисциплины: Алгебра, геометрия, русский язык, литература, химия, физика, география, информатика, история, обществознание, биология, ОБЖ, физическая культура, право
    При реализации образовательной программы используются элементы электронного обучения и дистанционные образовательные технологии
    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов
    Среднее образование
    для 10–11 классов
    Дополнительное образование
    для 5–9 классов

    Программа развития

    Программа развития

    1.  Совершенствовать содержание образовательного процесса в школе в условиях реализации ФГОС, реализации региональных проектов на основе преемственности всех уровней образования.
    2.  Повысить качество и доступность образовательного процесса посредством использования современных образовательных технологий, ИКТ, проектной и исследовательской деятельности.
    3.  Оптимизировать систему повышения квалификации педагогических работников школы в соответствии  Профессиональными стандартами.
    4.  Развивать личностные интеллектуальные и творческие способности обучающихся, выявлять и поддерживать одаренных детей в учебном процессе, внеурочной деятельности.
    5. Создать условия для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства).

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie